Вторник, 13.11.2018, 01:53
Вы вошли как Гость. Обращаем ваше внимание на то, что некоторые материалы достуны только после регистрации | RSS

Русский язык в школах национальных республик РФ

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации, издания

Этнолингвистический конфликт в Татарстане: проблема русского языка в региональной системе образования. Доклад Екатерины Беляевой
Нравится

Изучение русского языка в Республике Татарстан: правовые и административные барьеры

Почти год назад мы говорили о правовых барьерах на пути изучения русскоязычными школьниками Республики Татарстан русского языка в объёмах, равных объёмам его изучения в иных регионах Российской Федерации.

Презентациz 2011 года в формате PowerPoint2007, в формате PowerPoint2003

Одновременно с этим хотелось бы поговорить сегодня о том, что изменилось в правовом поле, об административных барьерах и обсудить вопрос отношения к вопросу изучения русского языка жителями и госслужащими Республики Татарстан.

Изменений, касающихся изучения русского языка произошло немного и они незначительны, а точнее –  не значимы.

Главное – изменения, внесённые в приказ 1312 от 2004г. (основа составления учебных планов для параллелей 3(2) – 11(12) классов) и в ФГОС 2011г. (основа составления учебных планов для параллелей до 2(3) классов). Изменение коснулось предмета физическая культура, в связи с чем был добавлен ещё один час в недельные календарные учебные планы, одновременно были внесены соответствующие изменения в СанПиН. Изменений, касающихся преподавания русского языка и литературного чтения не вносилось. Хотелось бы обратить особое внимание на то, что приказ 1312, как и ФГОС необходимо читать в редакции с учётом внесённых изменений, а не пытаться трактовать отдельные абзацы писем, вносящих изменения.

По идее с вопросами законодательства – всё. Более добавить нечего. Скорее интересны трактовки действующего федерального законодательства  отдельными региональными госслужащими и крайне не понятна позиция региональных ведомств, отвечающих за контроль соблюдения федерального законодательства. Ещё более странной эта позиция выглядит на фоне того, что мы говорим о защите интересов детей.

Вот, например, позиция Минобрнауки РТ на обращение родителей, связанное с отказом школы внести изменения в учебный план в соответствии с требованиями участников образовательного процесса: «Приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2011 N 1994 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312" установлено, что в базисном учебном плане начального общего образования количество часов на изучение русского языка и литературного чтения на начальном общем образовании распределены следующим образом: русский язык - 102 часов в год, литературное чтение - 68 часов в год.»
Только не учтено, что приказ от 03.06.2011г. №1994 касался введения третьего часа физкультуры, а в его редакции интересующая нас  часть приказа 1312 будет выглядеть так:

Особенности федерального базисного учебного плана

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования в федеральном базисном учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики.

При составлении учебных планов образовательных учреждений часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы", рекомендуется использовать следующим образом:

в образовательных учреждениях с русским языком обучения не менее 270 часов на ступени начального общего образования и не менее 245 часов на ступени основного общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета "Русский язык" не менее 202 часов на ступени начального общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета "Литературное чтение";

в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения не менее 34 /это учтено в БУП РТ/ часов на ступени начального общего образования и не менее 105 часов на ступени основного общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета "Русский язык", не менее 245 часов на ступени основного общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета "Литература".

Количество часов, отводимых в образовательных учреждениях с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения на преподавание учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература", устанавливается субъектом Российской Федерации и/или самостоятельно образовательным учреждением.

А вот так выглядит примечание к Базисному плану:

В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература". В I классе указанных учреждений допускается использование учебных часов, отведенных на изучение учебных предметов "Технология (Труд)" и/или "Искусство", для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература" с последующим (во II - IV классах) возвращением занятых учебных часов из компонента образовательного учреждения.

Таким образом, получается, что рекомендации Минобрнауки РФ, касающиеся изучения одного из основных общеобразовательных предметов Минобрнауки РТ предпочитает не исполнять, ссылаясь на то, что все рекомендации выполнить невозможно. Однако рекомендации по введению третьего часа физкультуры исполнены в полном объёме.

Не менее интересна позиция региональных судов. Возникает такое ощущение, что аргументы родителей школьников и вовсе ни кого не интересуют. При вынесении решений суды опираются в своих выводах исключительно на позицию Минобрнауки РТ и Управления образования муниципалитета. В решениях нет ни одного указания на ложность позиции родителей, однако решение выносится не в  их пользу. Даже указания на явные нарушения и несоответствия в законодательстве ни кому не интересны. А Верховный суд и вовсе ознакомившись с дополнительными доводами родителей и, не получив возражений от второй стороны, выносит решение оставить решение районного суда без изменений.

И, как обычно, региональные чиновники с огромным удовольствием используют законодательные права в угоду, как им кажется, национальным интересам титульной нации, даже не интересуясь при этом мнением и желаниями жителей, в интересах которых, казалось бы, они должны принимать решения. Но и это кажется отдельным госслужащим недостаточным –  всякого, кто пытается не шёпотом, а вслух заявить о своих правах и потребностях, обвиняют в национализме, раскачивании лодки и политиканстве. Думаю, некоторым представителям и сейчас захочется мне сказать: «Вы понимаете, что таким образом провоцируете конфликт в обществе?». Нет. Не понимаю, не понимаю, почему изучение моими детьми русского языка в объёме, предусмотренном для школ с русским языком обучения, должно спровоцировать конфликт. Я же не предлагаю всем детям без исключения обучаться по одной программе. Хотите сказать, что я предлагаю делить детей по национальному признаку? Нет. Не делю. Но считаю, что каждый родитель, как законный представитель своего ребёнка, имеет право выбирать, где учиться его ребёнку, и по какой программе. Только почему-то управления образования муниципалитетов Республики Татарстан не считают необходимым создавать школы/классы/группы, в которых обучение будет вестись по программам, составленным для школ с русским языком обучения, а не для школ с родным нерусским языком обучения.

Мы просим создать условия в соответствии с требованиями, а члены этого общества сами разберутся, какой из представленных возможностей воспользоваться.

В заключении перед обсуждением вопроса изучения русского языка в школах Республики Татарстан хотелось бы пояснить, почему я считаю, что моему ребёнку не достаточно того объёма, который навязан местными образовательными ведомствами.

1.       В 1 классе мы были вынуждены огромную часть прописи заполнять дома. Почему? Потому что времени, отведённого на занятия в школе не хватало.

2.       В начале учебного года во втором классе у детей было задание на знание алфавита, но ещё в вопрос был поставлен так, что ребёнку важно понять его правильно.
Сейчас перед вами на экране задание и исполнение его одним из учащихся, проверенное учителем. Для чего я это показываю? Это педагог с образованием, закончивший педучилище, имеющий опыт работы до этого – 2 года, защищающий в этом году диплом. Молодой учитель, учившийся в школе Республики Татарстан в 90х – начале 2000х.
А это пример, когда правила русского языка не важны в математике.

Директора школ так вообще уверены, что грамотных молодых учителей сейчас по пальцам пересчитать можно. Разве это нормально? Начальник управления образования Набережных Челнов в мае 2011г. заявила, что более 50% выпускников прибегают к услугам репетиторов для того, чтобы подтянуть свои знания по русскому языку и это считается нормальным. Скажете, что везде сейчас плачевная ситуация с русским языком? Вероятно, но если она и так плачевна, с какой целью местные чиновники усугубляют её своим нежеланием предоставить возможность желающим детям обучаться по программам для школ с русским языком обучения? Напоминает, простите, позицию капризного ребёнка. Если и так плохо, зачем прилагать такие усилия для того, чтобы стало ещё хуже?
Я не хочу, чтобы мой сын вырос безграмотным, потому что грамотность – основа для понимания и изучения остальных гуманитарных предметов, а без умения грамотно анализировать текст невозможно полноценно изучать и точные науки.

Я, гражданин Российской Федерации, житель Республики Татарстан, мать обращаюсь к чиновникам: директорам школ, руководителям и рядовым исполнителям управлений образования муниципалитетов, министру и его подчинённым Министерства науки и образования Республики Татарстан, министрам Кабинета министров Республики Татарстан:
Перестаньте с нами бороться! Перестаньте от нас отбиваться! Мы и наши дети – не мячик для пинг-понга и не насекомые-вредители! Позвольте нам обучать детей так, как того требует современная реальность! Позвольте нам решать, каким мы хотим видеть будущее наших детей!
Категория: Публикации, издания | Добавил: Екатерина (13.04.2012)
Просмотров: 1634
Всего комментариев: 0
Спонсорам
Мы будем благодарны всем, кто окажет нам финансовую поддержку. Деньги необходимы для качественной юридической помощи тем, кто пострадал от своего желания обучать своих детей по программам для школ с русским языком обучения, кто считает своим родным языком - русский и не хочет мириться с навязываемым мнением, что это не так.
О правах
О праве получения качественного образования

Если вам интересны ответы на следующие вопросы:

1. Имею ли я, законный представитель русскоязычного ребёнка, проживающего на территории субъекта Российской Федерации Республики Татарстан, требовать создания условий для обучения по программам, предусмотренным для образовательных учреждений с русским языком обучения, а именно: с базовым (не углубленным) изучением предметов русский язык и литературное чтение со 2 по 4 класс 5 и 4 часа соответственно?
2. Обязаны ли исполнительная и законодательная власть субъекта Российской Федерации Республики Татарстан, создавать условия для обучения русскоязычных детей по программам, предусмотренным для образовательных учреждений с русским языком обучения, а именно: с базовым (не углубленным) изучением предметов русский язык и литературное чтение со 2 по 4 класс 5 и 4 часа соответственно, в 5-6 классе 6 и 2 часа соответственно, в 7 классе 4 и 2 часа соответственно, в 8 классе 3 и 2 часа соответственно, в 9 классе 2 и 3 часа соответственно?

Оставьте свой голос на сайте
Номер проблемы: №5213
Поиск
Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
© 2018
Используются технологии uCoz