Четверг, 18.07.2019, 08:08
Вы вошли как Гость. Обращаем ваше внимание на то, что некоторые материалы достуны только после регистрации | RSS

Русский язык в школах национальных республик РФ

Форма входа
Главная » 2011 » Апрель » 12 » ЧТО ТЫ КАК НЕРОДНОЙ. Вечерняя Казань, 12 апреля 2011г.
14:58
ЧТО ТЫ КАК НЕРОДНОЙ. Вечерняя Казань, 12 апреля 2011г.

Минобрнауки РТ установило, что русский и татарский языки ущемлены паритетно

В минувшую среду четверо активистов сообщества "Русский язык в школах Татарстана" вышли из Интернета, чтобы встретиться с министром образования и науки РТ Альбертом Гильмутдиновым по его приглашению и с цифрами в руках доказать, что для русскоязычных в школьной программе должно быть больше уроков русского. Министр же примерно теми же цифрами доказывал, что с количеством порядок - проблема с качеством обучения как русскому языку, так и татарскому. За увлекательным процессом диалектического переливания количества в качество и обратно наблюдала корреспондент "ВК".

Поводом для встречи было обращение к министру образования России Андрею Фурсенко, подписанное 60 родителями учеников школ Татарстана. В нем они заявили, что "во многих школах количество часов татарского языка превышает количество часов русского языка". Причем эту "бомбу" под право русскоязычных школьников Татарстана изучать родной язык в объеме не меньшем, чем в других регионах России, заготовили в самом что ни на есть федеральном центре. Это федеральный государственный образовательный стандарт, в котором "вариант 3" (с минимальным количеством уроков русского) предназначен "для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке, в том числе в образовательных учреждениях субъекта РФ, в которых законодательно установлено государственное двуязычие". 

А поскольку Татарстан - едва ли не первый среди таких регионов, "наши дети изучают свой родной язык в школах как "русский (неродной)", констатировали авторы обращения к г-ну Фурсенко. И попросили федерального министра "срочно вмешаться в процесс утверждения новых стандартов" с тем, чтобы родители учеников вместе с учителями получили реальную (а не только декларируемую, как сейчас) возможность выбирать вариант учебного плана. 

Одна из авторов обращения Екатерина Беляева продемонстрировала Альберту Гильмутдинову дневник сына. Из него следовало, что первоклассник казанской "русской" школы имеет в неделю 4 урока русского языка и чтения и 5 уроков татарского языка и чтения. 

"Увеличение часов татарского языка является кажущимся", - не растерялся министр. И объяснил, что в программе 1-го класса "полного паритета достичь невозможно", поскольку там 20 учебных часов в неделю на все про все, но надо же смотреть на вещи шире:

- Суммарно на уровне начальной школы (1 - 4-й классы) русский язык - 405 часов, татарский язык - 405 часов, русская литература суммарно - 270 часов, татарская литература - 270 часов. С 5-го по 9-й класс на изучение русской литературы отводится 385 часов, татарской литературы - 350. 10 - 11-й класс: русская литература - 210 часов, татарская - 140...

- Мой ребенок собирается идти в школу №32, - сделала попытку вернуть министра к реальному расписанию Светлана Морозова. - В 1-м классе там 3 часа русского языка, 2 часа чтения. Татарского языка - 4 часа. 2 - 4-й класс: русский (включая чтение) - 5, татарский язык - 6 часов. И эти 6 часов идут по 11-й класс... Как суммарно получается одинаково, если только в 1-м классе татарского на один час меньше, а во всех остальных классах - больше?!

- Если кто-то из директоров нарушает, немедленно приходите ко мне, - снова нашелся министр. - Это будет рассматриваться как грубейшее нарушение нашей политики... У нас существует паритет! Никакого преобладания часов ни татарского языка, ни татарской литературы в сравнении с русским языком нет. Ни на один час. 

- Мы согласны с тем, что, вероятно, так оно и есть... Но мы не согласны с тем, что так должно быть, - сформулировала Екатерина Беляева суть требований к учебному плану.

"Как вы думаете, - спросила она, - если программу по освоению первоклассником письма, рассчитанную на 165 часов, впихнуть в 99 часов - это под силу ребенку, который только что вышел из детского сада? 165 часов - это тот объем, на который рассчитаны все российские программы по русскому языку". И рассказала, как со своим сыном-отличником "сидела по полночи", чтобы тот мог освоить этот ускоренный курс... "Базовый учебный план, все нормативы выполняются - никакого превышения нагрузки, - возражал Альберт Гильмутдинов. - А часы, отводимые на татарский язык, не предназначены для изучения русского языка". 

Беляева парировала цитатой из приказа Минобразования РФ: "При составлении учебных планов образовательных учреждений часы, отведенные на преподавание родного языка и литературы, рекомендуется использовать следующим образом: в образовательных учреждениях с русским языком обучения не менее 270 часов на ступени начального образования и не менее 245 часов на ступени основного общего образования дополнительно отводить на преподавание предмета "русский язык" и спросила:

- Рекомендации Министерства образования РФ вас нисколько не беспокоят?

- Я могу найти десяток других рекомендаций, которые будут рекомендовать отдавать часы на природоведение, ИЗО и т.д.

- И это дает вам право ущемлять права русскоговорящих детей?

- Давайте выбирать выражения. Вы говорите, что мы ущемляем права русскоговорящих...

- Да, потому что для татарских детей вы предусмотрели преподавание татарского языка как родного, а для русских русский язык как родной не предусмотрели! 

"На изучение русского языка у нас отводится минимум 965 часов, на изучение русской литературы - 865 часов, - примирительно заметил, считая за весь курс средней школы, Альберт Гильмутдинов. - Хватает ли этих часов для качественной подготовки к сдаче ЕГЭ? Более чем!.." И напомнил, что средний балл ЕГЭ-2010 по русскому языку в Татарстане - среднероссийские 58 баллов, ЕГЭ по литературе - 57,5 балла, т.е. на три балла выше среднероссийского. А на возражение, что для достижения республикой такого показателя половина родителей раскошелилась на репетиторов, вздохнул: "Репетиторов нанимают 80 процентов родителей по всей стране...". 

Тут папа первоклассника Юрий Барсуков зашел, можно сказать, с тыла, т.е. с наиболее уязвимой точки: 

- Вот учебник по татарскому языку моего сына. На нем стоит печать "Списано". А как известно, нет учебника - нет программы!

В качестве же "мультимедийного компонента" обучения татарскому языку сыну г-на Барсукова, по его словам, в школе демонстрируют арабский фильм о творчестве Тукая в переводе на русский...

- Мы крайне не удовлетворены преподаванием татарского языка, - опять вздохнул министр. - Детям не интересно его изучать. Мы радикально меняем все учебники, чтобы они были гораздо более живыми. Татарский язык, как и русский, преподается на уровне, не соответствующем современным вызовам...

То есть толерантность торжествует: полный паритет у нас достигнут и в просчетах.

Между тем один факт весьма примечателен: встречи высших чиновников с недовольной общественностью - это скорее формат конца 80-х - начала 90-х, когда власть вдруг почувствовала некоторую свою зависимость от народа... А о том, что мероприятие не было всецело инициативой Минобрнауки РТ, говорит как минимум присутствие на нем начальника Управления по вопросам внутренней политики президента РТ Александра Терентьева и его обещание, что встреча повторится после детального изучения всех претензий. 

Новые образовательные стандарты в России должны действовать уже с 1 сентября этого года, и, если Минобраз РФ действительно пересмотрит их структуру, как призвали его общественники из Татарстана, это может быть весьма чувствительным для идеологов РТ. А ну как федеральный центр действительно прищурится: нехорошо, что это у них русский как неродной?! А ведь на этот идеологизированный бастион наседают и с другой стороны. Лишь неделей раньше Альберт Гильмутдинов встречался с татарской общественностью, негодующей по противоположному поводу: что в татарских школах мало татарского... 

Вполне вероятно, что этот внезапный мониторинг общественных настроений затеян властями республики для выяснения единственного обстоятельства: сторонники какого из этих лагерей более многочисленны, активны и громогласны. В политике есть вопросы, которые решаются только количеством: власть может переломить себя лишь при наличии критической массы недовольных. Против фальсификации выборов митингуют два десятка граждан - власть смеется. Больше тысячи пришли на митинг против платной рыбалки - власти заговорили о необходимости исправить "перегибы"... Сколько граждан соберется на митинг за увеличение преподавания русского языка у здания Минобрнауки РТ в 10 утра 16 апреля - это и покажет, стоит ли власти всерьез относиться к этому требованию, и от этого будет зависеть позиция министерства в дальнейшем. 

Рис. caricatura.ru

Категория: Публикации СМИ | Просмотров: 833 | Добавил: Екатерина
Всего комментариев: 0
avatar
Спонсорам
Мы будем благодарны всем, кто окажет нам финансовую поддержку. Деньги необходимы для качественной юридической помощи тем, кто пострадал от своего желания обучать своих детей по программам для школ с русским языком обучения, кто считает своим родным языком - русский и не хочет мириться с навязываемым мнением, что это не так.
О правах
О праве получения качественного образования

Если вам интересны ответы на следующие вопросы:

1. Имею ли я, законный представитель русскоязычного ребёнка, проживающего на территории субъекта Российской Федерации Республики Татарстан, требовать создания условий для обучения по программам, предусмотренным для образовательных учреждений с русским языком обучения, а именно: с базовым (не углубленным) изучением предметов русский язык и литературное чтение со 2 по 4 класс 5 и 4 часа соответственно?
2. Обязаны ли исполнительная и законодательная власть субъекта Российской Федерации Республики Татарстан, создавать условия для обучения русскоязычных детей по программам, предусмотренным для образовательных учреждений с русским языком обучения, а именно: с базовым (не углубленным) изучением предметов русский язык и литературное чтение со 2 по 4 класс 5 и 4 часа соответственно, в 5-6 классе 6 и 2 часа соответственно, в 7 классе 4 и 2 часа соответственно, в 8 классе 3 и 2 часа соответственно, в 9 классе 2 и 3 часа соответственно?

Оставьте свой голос на сайте
Номер проблемы: №5213
Поиск
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
© 2019
Используются технологии uCoz